Второе дело в отношении Ходорковского и Платона Лебедева Гуриев считает сфабрикованным. "Ответственно заявляю: никакого второго дела ЮКОСа нет. Может быть, Ходорковский что-то украл. Но во втором деле ничего так и не было доказано. Ходорковского, в частности, на полном серьезе обвинили в создании вертикально-интегрированной компании. Я, как эксперт, написал, что ничего преступного в создании вертикально-интегрированной компании нет и что все нефтяные компании мира построены по такому принципу", - заявил Бывший ректор РЭШ.
Гуриев уверен, что рано или поздно Россия станет демократической страной. "Не нужно думать, что есть какая-то альтернатива демократическому и капиталистическому устройству общества и экономики. Есть разные модели капитализма — шведская, американская, французская, - но везде есть частная собственность, соблюдение прав человека и подотчетность власти обществу", - отметил он.
По мнению Гуриева, действия российских властей, которые стараются отделять вопросы соблюдения прав человека от вопросов бизнеса, приводят к ухудшению инвестиционного климата и оттоку капитала. Он привел в качестве примера тот факт, что российские акции стоят в разы дешевле своих бразильских аналогов. "Мне даже страшно представить себе, как к Владимиру Путину будут относиться после дела Навального. Это сказывается и на бизнесе", - сказал Гуриев.
Гуриев заявил, что с Россией порвал бесповоротно. "У меня больше нет возможности участвовать в российской общественной дискуссии, да это и опасно для меня. Я не живу в России, не знаю, что именно интересует моих сограждан. Так что буду строить жизнь с нуля здесь", - сказал он.
31 мая Гуриев в интервью The New York Times заявил, что не намерен возвращаться в Россию. "Я не вернусь до тех пор, пока остается хотя бы незначительный шанс потерять свободу, - сказал он. - Я не делал ничего незаконного и не хочу жить в страхе".