sudenko: (twower.livejournal.com)
sudenko ([personal profile] sudenko) wrote2015-03-05 08:27 pm

'Законники' в законе

Оригинал взят у [livejournal.com profile] utrivan в post

Меня уже достали постоянные ссылки на "закон" в речах тех, кто превратил закон в орудие своего беззакония, меняя и толкуя его как им вздумается. С каким наслаждением, творя какую-то очередную гадость, они произносят: "в строгом соответствии с законом". Любое зверство, насилие, несправедливость, подлость, ущемление прав и свобод, интересов, все это, оказывается, "строго по закону", "по суду", если творится лицами, имеющими силу и власть.
В тоталитарном государстве "закон" - это лишь удобный предлог для правящих лиц прикрывать свои злодеяния, представлять их единственно "правильными", "верными", возможность "легально" карать всех неугодных, заведомо выводя любые их действия в "неправовое" поле.
Закон сам по себе не является мерилом и предметом слепого культа. Законы пишут люди, с вполне определенными корыстными интересами. Если мы ссылаемся на бумажки как истину в последней инстанции, то тогда мы должны оправдать и все преступления, например, нацизма, которые также, очень строго и точно, совершались в полном соответствии с законом, написанным Гитлером и прочими деятелями режима?
Поэтому в развитых странах Запада нет уголовных и иных законов, там работает прецедентное право: вместо того, чтобы по собственному произволу заранее определять карательные санкции за то или иное "виртуальное" деяние, законодатель и судья там смотрит непосредственно на само дело, на его обстоятельства, судит по ним, а не исходя из кем-то прописанных общих норм, далеких от реальности. Там широко развита адвокатура и практика частных обвинений (есть, конечно, и государственные прокуроры, имеющие право выдвинуть обвинение, но приоритет - именно частному обвинению).
Есть закон выше любого писаного - закон человечности, закон гуманизма. Воплотить в жизнь принципы гуманизма закон не может. Это может сделать только честный и непредвзятый суд, не зависящий от правящих лиц. Люди сами должны судить людей.